ИНДУИЗМ — краткое описание религии

Что это за религия

Индуизм — одна из религий, возникших на территории, условно называемой Индийским субконтинентом, за которой скрываются такие страны, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и некоторые соседние районы. Число индуистов в мире очень велико, и некоторые ученые называют индуизм третьей по величине религией в мире после христианства и ислама, поскольку около 1 миллиарда человек являются приверженцами этой религии. Во второй половине 20 века основные идеи индуизма начали набирать популярность и теперь известны во всех уголках мира, многие наверняка слышали о йоге, вегетарианстве и карме.

В современном мире индуисты живут не только в Индии и соседних странах, но и в большинстве азиатских стран, а также их много в Европе, Канаде и Соединенных Штатах. Краткое описание религии может быть следующим: Индуизм — сложная религия, поскольку его приверженцы верят в 330 богов, существует множество школ индуизма, которые по-разному трактуют определенные концепции. Однако есть основные положения, священные тексты, содержащие философские размышления, стихи, сказки, заклинания, которые объединяют все это богатство под одним названием. Индусы верят в существование самого важного божества во всем пантеоне божеств: Брахмы, который не имеет внешнего вида и может принимать 3 формы: Брахма-Творец, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель.

он присутствует во Вселенной в каждой части ее реальности и в душе, которую индуисты называют Атманом, каждого живого существа. Человек — божественное существо. Духовная цель каждого индуса — стать единым с Брахмой. Процесс достижения цели предполагает цепочку перерождений человека, каждое из которых является результатом его кармы, действий, которые человек совершает на протяжении каждой жизни. Когда заканчивается земная жизнь человека, умирает его плоть, но не душа. Он продолжает свой путь к единению с Брахмой, перерождается в другом теле и совершенствует свою карму.

Истоки и история возникновения

Индуизм считается одной из древнейших религий в мире. С древних времен народы, жившие недалеко от Инда, поклонялись божественной матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют найденные при раскопках каменные скрижали. Известно, что во II тысячелетии до н.э арийские завоеватели приходили в эти места, где руководство принадлежало одному человеку. Они поклонялись богам, которые представляли могущественные силы природы. Жрецы этих племен, называемые брахманами, совершали обряды жертвоприношений и сочиняли ритуальные гимны, которые впоследствии стали основой Вед. Они поклонялись таким богам, как Варуна, Индра, Агни.

Со временем необходимость жертвоприношений была поставлена ​​под сомнение и появилась идея переселения человеческих душ, что впоследствии было подтверждено законом кармы. Было возможно остановить бесконечную цепь перерождений, следуя путем медитации и не принося жертв, как считалось ранее. К 500 г до н.э. Индуизм стал религией, сочетающей многие принципы буддизма и джайнизма. Верующие начали исповедовать идею вегетарианства и отказа от спиртных напитков, чтобы избежать насилия. Будда был добавлен в пантеон индуистских богов.

Расцветом индуизма считается период с 6 по 5 век. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. — период интенсивных философских исследований, когда существовало не менее 6 философских школ, которые предлагали эффективный способ достижения желаемой цели. Разделение и противоречие индуистских школ и течений привело к развитию популярного индуизма в VII-VIII вв. Теперь было признано почитание многих богов, главными из которых были Шива, Вишну и Шакти. Подтверждением этому можно назвать написанное на хинди литературное произведение «Рамаяна», повествующее о древних индийских правителях и войнах, о том, как боги спускаются на землю, сражаются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.

В процессе завоевания земель индейских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался насилию, вопреки воле людей на завоеванных территориях, или ежедневным изменениям в процессе ассимиляции народов, браков и рождения дети. В то же время часть территории Индии была колонизирована англичанами, где индуизм находился под влиянием христианства. Здесь не признавался жестокий обряд сати, когда после смерти мужа живую жену нужно было сжечь на костре вместе с телом умершего, также презирались браки между детьми. Уже в 6-10 веках в Индии активно развивалось движение бхакти, поклоняющихся богу Вишну и его воплощению в смертных телах Кришны и Рамы.

Виды индуизма

Существует множество традиций и верований, объединенных общим названием «индуизм». Признанный авторитет Вед является фундаментальным, но существуют также религиозные движения, которые имеют свои собственные традиции и писания поклонения. Поэтому дать точное определение индийской религии невозможно, так как это сочетание верований и традиций.

Типология

Принято выделять такие основные виды индуизма, среди которых можно назвать основные:

  • Народные поверья. Самая старая форма индуистской религии, когда люди поклоняются божествам и формам, наделенным божественной силой. У каждой местности или племени были свои кумиры.
  • Ведический индуизм. Он основан на священных писаниях Веды, его сборнике религиозных гимнов под названием «Ригведа».
  • Ведантический индуизм. Приверженцы одной из философских школ индуизма веданты, признавая религиозно-философские трактаты «Упанишад» — часть «Вед», в которых содержатся размышления о медитации и природе Бога.
  • Школа религиозной и философской йоги. Он представлен в Йога-сутрах, основном тексте этой ветви индуизма, которая позже повлияла на принятие йоги и многих индийских ритуалов по всему миру.
  • Дхармический индуизм. Он не полностью принадлежит какой-либо философской школе, но содержит некоторые моральные принципы, которым необходимо следовать ежедневно. Дхарма — это набор норм и правил.
  • Бхакти-индуизм. Он включает в себя преданное поклонение и служение Богу, которое может проявляться в различных живых и неживых формах, субстанциях или объектах. Этот тип религии, иногда называемый вайшнавизмом или вайшнуизмом, характеризуется монотеизмом и поклонением богу Вишну и его аватарам, воплощениям в смертном существе.

Вы знали? Индуизм дает право выбирать божество, которому хочет поклоняться каждый человек. Следовательно, даже члены одной семьи могут поклоняться разным божествам и прославлять их.

Направления

Поскольку в индуизме нет четкой религиозной концепции и системы представлений, религия представляет собой комплекс традиций и верований, поэтому по исследованиям ученых можно сказать, что доминирующими направлениями являются:

  • Вайшнавизм. Самая популярная религия индусов. Последователи поклоняются единому богу Вишну, его появлениям в различных формах и образах и его воплощениям в земных существах Кришне и Раме. Это религиозное учение включает в себя основные и известные концепции индуизма, такие как карма, цикл душ, сансара, йога, медитация. Он имеет 4 богословские традиции, сампрадаю, у каждой из которых есть свой учитель-основатель.
  • Шиваизм. Почитание Шивы, олицетворение космического сознания. В нем около 6 философских школ с региональными и временными различиями в их идеологии. Шиваизм основан на медитации, любви ко всем живым существам и йоге.
  • Смартизм. Направление появилось в результате трансформации традиции Брахмана. Философская система — адвайта-веданта, созданная индийским мыслителем Шанкарой. Поклонение 5 богам характерно, однако каждый верующий может выбрать, какому божественному существу он желает поклоняться или в какой форме.
  • Шактизм. Последователи поклоняются Божественной Матери Шакти, супруге или женской творческой силе Шивы, и ее воплощениям в таких формах, как Кали, Лакшми, Дурга, Сарасвати. Направление характеризуется либеральными взглядами, верующие видят себя детьми Шакти и стараются следовать его основополагающему желанию: жить в гармонии и гармонии с другими людьми и окружающим миром.

Вишну

Вишну — главный соперник Брахмы, одного из самых популярных и почитаемых божеств в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отводится главная роль творца и хранителя Вселенной.

Вишну

Имя Вишну происходит от слова «вис» — наполнять, то есть Вишну во всем, он наполняет все собой. Он поддерживает порядок во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, он полностью или частично воплощается в том или ином месте, чтобы поддерживать порядок и приводить силы в равновесие. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая потребность возникала уже 9 раз, то есть сколько раз здесь появлялись воплощения Вишну. Он может делать разные изображения, одни из его аватаров — животные, другие — люди. Но вы уже знаете, в чем будет его следующая суть и что он должен будет выполнить.

первый аватар Вишну Матсьи

Первая аватарка — Матсья (рыба):
Во время великого потопа, когда вся земля была скрыта колесницами великого океана, Вишну превратился в рыбу, и в этом образе он предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о неминуемой опасности и помог ему, его семье ., а также 7 мудрецов (риши), которые помогли Брахме в создании вселенной, спасти себя от надвигающейся гибели.

второй аватар Вишну Курмы

Второй аватар — Курма (черепаха):
Из-за того же великого наводнения было потеряно много сокровищ, в том числе амрита (индийская версия божественного нектара амброзии), которая помогла богам сохранить свою молодость и красоту. Тогда Вишну превратился в гигантскую черепаху и опустился на дно Космического океана, другие боги уселись на его спине на гору Мандара, к которой они привязали огромную змею Васуки. Затем боги повернули гору с помощью змеи, взбивая воду, как молоко взбивается для получения масла. В конце концов, океан расширился, и все потерянные сокровища и другие сокровища снова всплыли на поверхность. Богиня Лакшми, верная спутница Вишну во всех ее воплощениях, также появилась из глубин Космического океана.

третий аватар Вишну Вараха

Третий аватар — Вараха (кабан):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его и поднял землю из морских глубин на своем клыке.

четвертый аватар Вишну Нарасимхи

Четвертый аватар — Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу неправильно распорядился даром бога Брахмы: неуязвимостью. Никто не может убить его днем ​​и ночью. Воображая себя всемогущим, он начал творить многочисленные злодеяния как среди людей, так и среди богов. Унаследован от Хираньякашипу и его сына благочестивого Прахлада, из-за чего он был вынужден искать помощи у бога Вишну. Вишну явился на закате (то есть ни днем, ни ночью, а в период, когда один час дня сменяется другим) в виде Нарасимхи, получеловека-полувева, и убил тщеславного демона.

пятый аватар Вишну Вамана

Пятый аватар — Вамана (карлик):
И снова не без демонов. Демон Бали завоевал мир и достиг такой силы, что становится опасным даже для богов. С силой справиться было невозможно, поэтому Вишну был вынужден пойти на хитрость. Он прибыл на Бали в образе карлика и спросил, сколько еще земли он может измерить за три шага. Бали не был скупердяем, тем более, что гном измерил бы там свои шаги ☺, поэтому он согласился. Но Ваман обманул его: получив согласие, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все, что между ними. Однако в ответ на благородство Бали он не сделал третьего шага и оставил ему ад.

шестой аватар Вишну Парашурамы

Шестой аватар — Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он появился на Земле в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья ограбил брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи убили Джамадагни в отместку. Это привело Вишну в ярость и 21 раз подряд истребило всех мужчин класса кшатриев (воинов).

седьмой аватар Вишну Рамы

Седьмой аватар — Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже говорил в посте «Балет в Лаосе», — это больше, чем балет. Его верный спутник Лакшми представлен здесь в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Помимо Рамы и Ситы, в рассказе участвуют его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагна, а также друг и верный помощник Рамы, царь обезьян Хануман. «Рамаяна» — одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии; он особенно популярен в Индии, Шри-Ланке и на Бали.

восьмой аватар Вишну Кришна

Восьмой аватар — Кришна:
Самое популярное божество в Индии, как и во многих других странах, сегодня. Кто из нас не слышал знаменитую мантру Харе Кришна (हरे कृष्ण, Харе Кришна). Считается, что слушание, а тем более повторение этой мантры увеличивает сознание, открывает ум и, прежде всего, освобождает вас от последствий кармы.

девятый аватар Вишну Будда

Девятый аватар — Будда:
Да-да, истинный основатель буддизма. Именно благодаря этому аватару осуществляется тесное переплетение буддизма с индуизмом и логическое включение и распространение его философии в Индии.

десятый аватар Вишну Калки

Десятый аватар — Калки:
Следующее воплощение Вишну. В конце нашей эры Вишну появится в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р.Р. Мартина, согласно не самой, на мой взгляд, бредовой теории, легенда о десятом воплощении была заложена основа пророчества об Азоре Ахаиа Вишну. Поэтому, когда появится Калки, он осудит и накажет грешников, вознаградит праведников и всеобщее благополучие наступит до следующего пришествия ☺.

Во что верят индуисты: основные положения

Основными верованиями индусов, несмотря на все различия философских школ, традиций и почитаемых божеств и их проявлений, можно назвать ряд концепций, ставших отличительными для индуизма среди других мировых религий.

Перевоплощение душ (сансара)

Сансара — одно из центральных понятий индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, устранения результатов действий в прошлой жизни и ее освобождения. Самсара происходит в соответствии с законом кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причина нахождения души в колесе сансары — ее невежество и неосведомленность о своем истинном «я», принятие себя как одного с материальным телом. Это отождествление удерживает душу в каме, чувственном удовлетворении, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь снова и снова.

Важно! Индусы верят, что человеческое тело сочетает в себе такие элементы, как эфир, огонь, воздух, воду и землю. Следовательно, материальное тело после смерти должно быть кремировано и возвращено природе.

Закон возмездия

Карма — это закон действия и следствия. По его словам, каждый поступок человека несет определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и радости, которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и управляет цепью перерождений. Следуя закону, каждое человеческое действие, хорошее или плохое, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задуматься над каждым своим действием, нести ответственность за свою жизнь. Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет только свою материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен пословице: «То, что сеешь, пожинаешь».

Мокша — это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное и сосредоточенное состояние человека, в котором материя, время, карма и пространство рассматриваются как особая сила и энергия, скрывающая истинную природу мира и раскрывающая разнообразие ее проявлений. Путь к достижению мокши — это самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с Богом, достижение чистой любви к Богу и полной свободы от материальных желаний.

Варна и касты

Индийское общество традиционно делится на сословия, или варны. Всего их 4:

  • Брахмана. Высшая варна индуистского общества. Социальная группа существует во всех штатах Индии, в нее входят священники, учителя, ученые и чиновники. С древних времен здесь были священники и монахи.
  • Кшатрий. Вторая по значимости социальная группа после браминов, в которую входят влиятельные воины, знать и правители. В древности кшатрии становились военачальниками, влиятельными государственными деятелями, помещиками. Их обязанностью была защита брахманов, детей, женщин, стариков и священных коров. Кшатриям присущи такие качества, как честолюбие, развитый ум, умелое использование оружия, сила и выносливость.
  • Вайшья. Представители этой варны — земледельцы, торговцы и животноводы. Теперь это предприниматели, которые избегают физического труда, занимаются торговлей и занимаются экономикой.
  • Шудра. Представители этого класса — наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую работу.

Социальные группы индуистского социального строя называются кастами. Кастам свойственны:

  • эндогамия, возможность вступать в брак только с членами одной социальной группы, касты;
  • наследственная консолидация, принадлежность к определенной касте передается по наследству и не может быть изменена;
  • ограниченный выбор профессии.

Дхарма

Это понятие принято обозначать набор или набор правил и норм, которые необходимо соблюдать, чтобы соответствовать космическому порядку. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.

Индуистские божества

Индусы поклоняются множеству индуистских божеств, их аватаров и обожествленных форм. Среди прочего можно выделить следующие.

Тримурти

Это божественная триада, объединившая в одной одежде 3 важнейших божества индуизма: Брахму-хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-разрушителя. Тримурти представляет собой духовный принцип Брахмана или «души мира», который является основой всех вещей и явлений.

Локапалы

Локапалы — суверенные божества, которые защищают стороны света, которые являются столпами и защитниками мира. Каждая часть мира заботится о своем боге, во время поклонения которому читается особая мантра. У каждого божества есть собственное оружие и животное, которое служит для их передвижения. В современном индуизме насчитывается 8 локапалов, хотя раньше их было 4. Их имена звучат так, двигаясь на север по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инд, Сурья, Яма, Агни, Варуна, Вайю.

Общеиндийские

Все течения индуизма признают таких богов и поклоняются им:

  • Айаппа — сын Шивы и Вишны, принявший женскую форму. Символизирует единство и гармонию. Бог Айяппа часто изображается как молодой йог с драгоценным камнем на шее.
  • Ганеша — бог, который в индуизме символизирует мудрость и благополучие. Выглядит как существо с человеческим телом и головой слона с бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
  • Дурга — богиня-воительница, жена Шивы. Он стремится создать баланс и гармонию, счастье и покой. Это похоже на женщину с 10 руками, едущую на тигре или льве. Его пальцы переплетены мудрой, а в руках он держит оружие для защиты богов и нападения на демонов.
  • Кали — богиня-мать, символ разрушения. Он разрушает невежество и освобождает людей, желающих познать Бога, заботится о мироустройстве. Она изображена худой женщиной с длинными черными волосами, 4 руками, 3 глазами и голубой кожей. Он может быть голым или в шкуре зверя. В руках у него меч, голова демона, и с другими он отгоняет страх и благословляет для исполнения своих желаний.
  • Лакшми — богиня материального благополучия, изобилия, счастья, успеха и удачи. Также она олицетворяет красоту и изящество. Как супруга Вишну, она замужем за Рамой и Кришной в своих воплощениях. Богиня может быть изображена с 2, 4 или 8 руками, она одета в золотую или красную одежду. Рядом с ним часто рисуют слонов.

Даже среди обычных индийских богов их можно отнести к Кама, Парвати, Сарасвати, Сканда, Хануман.

В индуизме корова считается священным животным и олицетворяет материнство. Убивать животное запрещено, а в некоторых штатах запрещено есть говядину.

Ведийские

Самые известные божества ведийской мифологии:

  • Индра — главный и суверенный бог целестиального царства, бог войны, грома и змея-истребителя;
  • Сурья — бог солнца и света, целитель;
  • Агни — владыка огня и дома;
  • Вайу — божество воздуха и ветра;
  • Варуна — Господь Бог, хранитель справедливости;
  • Адити — богиня материнства;
  • Сарасвати — богиня мудрости, искусства, красоты и музыки.

К ним также относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.

Аватары Вишну

Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описаны в писаниях «Пураны». Их список довольно обширен и со временем дополнялся. Аватары, миссия которых была наиболее важной в индуизме и форму которых принял Вишну, были следующими:

  • Матсья — воплощение Бога в рыбе;
  • Курма — в виде черепахи;
  • Вараха — кабан;
  • Нарасимха — человек с львиной головой;
  • Вамана — царь гномов Бали;
  • Парашурама — сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главными;
  • Рама — царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
  • Кришна — в некоторых источниках его называют высшей формой Бога и не считают аватаром;
  • Гаутама Будда — явился в образе человека, решившего выявить злых и неверных людей, пытаясь отговорить их от того, что Веды священны, и тем самым отнять у них силу;
  • Калки — будущий аватар, который, как ожидается, появится в конце эры Кали Юги.

Бог процветания

Индийский бог Ганеша является самым известным и любимым не только в индуизме, но и в других культурах. Властелин удачи, приносит каждому успех и благополучие. Ганеша — это устранение любых духовных и материальных препятствий. Он также создает препятствия на жизненном пути тех из его субъектов, которые нуждаются в проверке.

Благодаря этим качествам его образ присутствует повсюду, принимает самые разные формы и призван помочь в выполнении любой задачи. Ганеша — покровитель литературы, искусства и науки. Преданные уверены, что он защитит от невзгод, удастся и обеспечит процветание. Менее известная роль Ганеши — разрушитель тщеславия, гордости и эгоизма.

Атрибуты Ганеши эволюционировали на протяжении веков. Его обычно считают сыном Шивы и Парвати, хотя Пураны расходятся во мнениях относительно его рождения. Его первоначальная форма — простой слон. Со временем она превратилась в пухлого человека с головой слона. Обычно изображается с четырьмя руками, хотя их количество может варьироваться от двух до шестнадцати. Каждый объект Ганеши имеет важное духовное значение. Они включают:

  • сломанный клык;
  • водяная лилия;
  • клуб;
  • диск;
  • миска со сладостями;
  • бусы;
  • музыкальный инструмент;
  • палка или копье.

Списки и описание

Тримурти

Самые высокие боги Тримурти:

Легендарный бесплатный курс медитации
Рекомендуемые! Самый популярный курс медитации для начинающих на русском языке. Более 100 000 человек уже научились медитировать. Попробуй сам. Подробнее.

  • создатель вселенной от начала времен — Брахма ;
  • защитник Вселенной на протяжении всего периода ее существования — Вишну;
  • разрушитель вселенной, когда придет время — Шива (верховный бог шиваизма).

Локапалы

Lokapal включают:

  • владыка дождя, грома, бог-воин и страж восточного направления — Индра ;
  • бог солнца и хранитель юго-восточного направления — Сурья;
  • сама смерть и справедливость, хранитель южного направления — Яма;
  • владыка стихии огня и защитник юго-западного направления — Агни;
  • бог воды и защитник западного направления — Варуна;
  • создатель сквозняков и ветра, страж северо-западного направления — Ваю;
  • бог всех богатств мира и хранитель северного направления — Кубера ;
  • бог лунного месяца, хранитель северо-восточного направления — Сома.

Общеиндуистские боги

Фото 3Следующие существа признаны общими индуистскими божествами.

  1. Сын Шивы и Вишну — Аяплу. Согласно пуранической легенде, Вишну явился в облике женского существа Мохини, которого любил бог Шива. Его вырастили люди и почитали как хорошего охотника и укротителя различных диких животных. Среди его заслуг — победы над злыми демонами.
  2. Сын, рожденный Паравати и Шивой, — Ганеша. Его считают мудрейшим божеством, ответственным за благополучие. Он занимает особую нишу почитания в индуистском пантеоне.
  3. Супруга Шивы — Дурга. Он известен как символ мира, равновесия, гармонии и благополучия.
  4. Жестокая форма Шакти — это Кали. Она охотница на демонов.
  5. Сын, рожденный Лакшми и Вишну (Брахма), — Кама. Это божество является олицетворением любви в индуистской религии.
  6. Супруга Вишну — Лакшми. Источник добра, богатства, благополучия и богатства. Приносит удачу и счастье, воплощение грации и очарования.
  7. Супруга Шивы — Парвати. Это хорошая форма Деви. Она олицетворяет творческую женскую энергию Шивы.
  8. Супруга Брахмы — Сарасвати. С его помощью и поддержкой был создан мир.
  9. Покровитель воинственных богов и войны в целом — Сканда. Его часто представляют в виде молодого человека с шестью головами и двенадцатью руками и ногами.
  10. Обезьяноподобный бог, сын Ваю (бога ветра и воздушных потоков) — Хануман. Его мать — Апсара Пунджисталу. Хануман — один из главных персонажей Рамаяны, он возглавлял армию Ванары, а также дружил с Рамой и Ситой. Шиванисты считают его аватаром Шивы.

Ведические божества

Есть несколько ведических божеств, основные из которых перечислены ниже:

  • существа с божественной силой — Абхасвара;
  • владыка огня — Агни, хранитель домашнего очага и огня для жертвоприношений;
  • женский принцип согласно Ведам — ​​Адити, олицетворяет все, что связано с материнством и световой энергией Вселенной;
  • в индуистской религии Адитья считаются сыновьями Адити и Кашьяпы;
  • одно из божественных существ Адитьи — Анша;
  • другая группа богов — Анила;
  • в Ведах Апам Напат взаимосвязан с элементами воды и огня;
  • космическая вода находится под покровительством Апаса;
  • сыновья Сараньи, боги-близнецы — Ашвины символизируют час восхода и захода солнца, прибывают на золотой колеснице и дарят богатство всему человечеству, спасая его от неудач и болезней;
  • брихаспати отвечает за жертвенные обряды и молитвы в индуизме, он один из наваграх, так называемый «властелин слова»;
  • Бхага — имя одного из адитьев, оно олицетворяет счастье, процветание и сокровища, раздает эти дары разным людям, приносит удачу;
  • Веруна почитается как верховный страж правосудия и судебных дел, воды мира находятся в его подчинении, он является одним из «держателей всего»;
  • Вестопати;
  • Вач — богиня речи в индийских мифах;
  • вайю (отец Марута) отвечает за воздушное пространство и ветер);
  • вишвакарман (создатель Вселенной) признан мастером с божественным даром);
  • ведические божества — Вишведева;
  • точно так же, как Вишну поклоняется Брахме и Шиве в индуистской мифологии, он является одним из богов Тримурти, который является триадой богов; Вишну защищает вселенную;
  • Дадхикра;
  • в группе адитьев, согласно мифам Вед и индуистов, есть также бог Дакша;
  • согласно Ведам, за дневное небо отвечает Дьяус, который является мужем Притхиви, отца Ушаса, Ашвинова, Агни, Адитья, Марута, Ангираса;
  • владыка Сварги — Индра (это райское место, где нет смерти, но есть радость душевной и физической жизни); Сварги отвечает за свет, молнию, дождь, реки и войну;
  • Много;
  • ведическая и индуистская мифология упоминает богов Марутов, которые управляют бурей, ветром, громом и молнией;
  • другая группа богов — махараджики;
  • митра (индоиранское божество) отвечает за дружбу, согласие, согласие и солнечный свет);
  • бог штормов и дождей — Параджанья;
  • истинное олицетворение Земли в Древней Индии — Притхиви;
  • согласно легенде, вселенная была создана из тела Пуруши, согласно индуистским мифам;
  • бог Пушан ассоциируется с энергией солнца, плодородия и дороги;
  • согласно Ведам, рибкха связана с плодородием и богатством;
  • ведический бог Рудра управляет грозами, охотой, ветрами, бурями и связан со смертью; олицетворяет гнев и ярость, а также исцеление;
  • рудры включают группу существ, наделенных божественной энергией;
  • одиннадцать гимнов посвящают Веды солнечному Савитару;
  • сарасвати отвечает за мудрость, знания, искусство, красоту и красноречие в индуизме; эта богиня помогла Брахме создать вселенную; она также стала создательницей брачного покоя, служащего для спасения и блаженства; Изначально ей поклонялись как речной богине;
  • бог Сома получил свое название от ритуального напитка, используемого индоиранцами, Ведами и древними персами;
  • божественное существо Сурья, связанное с солнцем в индуистских мифах;
  • конь небесной конницы Ригведы — Таркшья;
  • другая группа божественных существ — тушиты;
  • олицетворение рассвета — Ушас, согласно ведийской мифологии;
  • индуистский бог Яма, отказавшийся от бессмертия и совершивший самопожертвование, ставшее основой возникновения мира и людей; его называют «властелином подземного мира», «южным миротворцем», «королем смерти и справедливости»;
  • Арьямана почитают как хранителя ариев, который следит за силой их союзов; под его покровительством — свадьбы, гостеприимство, путешествия, арийские обряды, подарки и подношения; в более поздних текстах Арьяман упоминается в связи с предками, покинувшими этот мир.

Аватары Вишну

Фото 2Есть десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего существует около тридцати аватаров Вишну.

  1. Матся.
  2. Курма — Вишну приходит в виде черепахи.
  3. Вараха — кабан, спасший нашу планету и все человечество.
  4. Нарасимха изображается в виде ужасающего и свирепого человека-льва.
  5. Согласно индуизму, Вамана — воплощение Вишну на Земле в виде карликового брахмана.
  6. Двуручный бородач с луком и топором — Парашурама.
  7. Рама — один из главных аватаров, который впоследствии стал самостоятельным объектом в индуистских мифах. Его собственная мифология связана с его именем.
  8. Кришна и Баларама. Кришну обычно считают полным проявлением Вишну.
  9. Образ Будды представлен в мифологии как соблазнитель всех, кто слаб в своей вере и готов отказаться от религиозных обрядов. Без почитания Вед люди могут под влиянием аватары Будды пережить смерть.
  10. Калки — на санскр. «Белая лошадь».

Священные тексты

С древних времен литературные произведения, имевшие значение святилища, имели поэтическую форму и передавались из уст в уста, так как их содержание было легче запомнить. Священные Писания были написаны на санскрите. Как правило, их делят на 2 таких типа: шрути и смрити.

Шрути

Принято считать, что шрути — это откровения Бога, переданные через святых мудрецов, что дословно переводится как «слышать». Шрути относится к четырем наиболее важным Ведам»:

  • Ригведа — старейшее из известных ведических писаний;
  • Самаведа»;
  • «Яджурведа»;
  • «Атхарваведа».

В свою очередь, каждая книга Священных Писаний разделена на 4 части:

  • «Самхита» — мантры сакрального содержания, составляющие основу каждой
  • «Видеть»;
  • Брахмана»;
  • «Араньяки»;
  • Упанишады».

Смрити

Это тип священного писания, к которому относятся эпические поэмы индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, «Махабхарата» содержит суть всех «Вед», переданных в виде философских наставлений Кришне воину Ардждуне, который был князем перед началом важной битвы. Рамаяна рассказывает историю Рамы и заточения его жены Ситы. Темы человеческого существования и дхармы представлены в форме аллегорического повествования с философским смыслом. «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные инструкции для последователей индуизма, также относятся к смрити.

Шакти

Они олицетворяют женское божественное начало, более того, это имя невесты богов Вишну и Шивы. Для поклонников Шакти (их называют шактами) эти богини представляют активную силу своих супругов. Особенно часто объектом поклонения становится Шива-Шакти, супруга Шивы. У нее много форм: как Парвати, Ума или Аннапурна, она красивая женщина, но может иметь свирепый и пугающий вид, когда появляется в форме Дурги, Кали, Чанди или Чамунди. Дурга, воин со свирепым лицом верхом на льве, держит в своих сотнях рук всевозможное смертоносное оружие. Кали, угольно-черная великанша с высунутым кроваво-красным языком, носит гирлянду из человеческих черепов на шее и держит в руке окровавленный меч. Кали ассоциируется с болезнями, смертью и разрушением, но в то же время защищает тех, кто в нее верит. Культ Кали включает в себя жертвоприношения животных и часто почитается как Матри, Мать Мира. В некоторых шактинских культах культ Кали принимает «экстремистский» характер. Секты, называемые тантриками (тантры — их священные тексты), в своих ритуалах инициации нарушают ортодоксальные запреты, такие как потребление мяса и алкоголя или запрет сексуальной безнравственности. Тантрики отдают предпочтение магическим ритуалам, повторению мистических заклинаний (мантр), считая их лучшим способом спасения.

Шесть видов индуизма – типология

Индуизм — разнородная и многогранная религия. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Давайте кратко рассмотрим каждый из них:

  • Народная — уходит своими корнями в те времена, когда были племена и идолопоклонство. Самая старая форма религии, в которой люди поклоняются божествам или формам, наделенным божественной силой.
  • Ведический — уже по названию можно понять, что это направление основано на Ведах — Священных Писаниях.
  • Веданта: последователи этого направления признают трактаты Упанишад. Это часть Вед, которая касается происхождения самого Бога и практики медитации.
  • Школа религиозной и философской йоги. Упоминается в Йога-сутрах. Это оказало сильное влияние на распространение йоги во всем мире. Узнайте больше о философии йоги.

Школа религиозно-философской йоги

  • Дхарма — совокупность всех правил и предписаний этого направления и есть Дхарма. Он не принадлежит ни к какой философской школе — у него есть свои моральные ценности.
  • Бхакти — это монотеизм. Иногда эту тенденцию относят к вишнуизму, для которого характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.

Индуизм как религия не ограничивает верующего в выборе божества, которому он хочет поклоняться. Следовательно, члены одной семьи могут без конфликтов поклоняться разным божествам.

Основные этапы и цели человека согласно религии

Согласно древней традиции жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме делятся на ашрамы. Философское учение говорит, что система ашрамов ведет к реализации жизненных целей человека пурушартх на каждом этапе жизни, которые, как и ашрамы, 4. Важными пурушартхами являются: артха, кама, дхарма, мокша.

Ашрамы

  • Брахмачарья — это самый первый этап жизни человека, который длится от рождения до 24 лет. Его также называют «жизнью ученика», потому что он включает в себя период обучения под наблюдением гуру в качестве монаха, практики самопознания, воздержания, медитации и жизни в соответствии с принципами дхармы.
  • Грихастха — это период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, завести детей, позаботиться о родителях и посвятить себя служению святым людям. Длится от 25 до 49 лет. За это время должны быть достигнуты такие цели, как артха и кама.
  • Ванапрастха — это отрезок жизни продолжительностью 50-74 года, когда человек удаляется и готовится уйти из материального мира. Человек больше внимания уделяет духовным практикам и посещению святых мест.
  • Санньяса — это ашрам для людей от 75 до 100 лет. Момент, когда человек оставляет мирские дела и посвящает свою жизнь самопознанию и духовным практикам, в этот момент он готовится к уходу в иной мир и освобождению души от материального тела, достижению мокши.

Артха, кама, дхарма, мокша

Цели, пурушартхи, которых человек должен достичь в своей мирской жизни, следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили следующие названия:

  • Арта: достижение богатства, обретение богатства и накопление определенных средств, приобретение знаний и навыков, принятие высокого социального положения и усиление власти.
  • Кама — это цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и веселья. Он находится ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступен не только людям, но и животным, жаждущим физических удовольствий.
  • Дхарма — это набор мер и правил, которые определяют моральные принципы, выполнение религиозных обязательств и выполнение законов бытия.
  • Мокша — это цель освобождения души от колеса сансары, цепи перерождений на пути к освобождению от страданий и ограничений материального мира.

Индуизм — это образ жизни. Выполняя духовные практики, придерживаясь здорового образа жизни, совершая добрые и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхармы, индуисты смогут достичь всех пурушартх.

Оцените статью
Блог о йоге